1. Выбираем место и время осмотра
В любом двигателе могут быть такие неполадки, которые можно заметить лишь в самом начале его работы после длительного простоя. При проведении осмотра советуем вам настаивать, чтобы заводили авто в вашем присутствии. Если владелец машины будет настойчиво предлагать "подскочить к вам в любое время", возможно, у авто есть серьёзные неисправности, которые он хочет утаить.
2. Осматриваем подкапотное пространство
Во время проверки сразу заводить мотор не стоит, для начала, проведите визуальный осмотр. В современных автомобилях мотор, как правило, прикрывают крышкой из пластика, снять которую очень легко.
Если автомобиль эксплуатируется какое-то время, на двигателе обязательно появляется пыль, а пластиковые и металлические детали становятся более тусклыми. Если у б/у авто двигатель находится в идеальном состоянии, это означает, что его помыли перед сделкой. Нельзя, конечно, исключать, что продавец хотел придать машине товарный вид, но в то же время, это может свидетельствовать о том, что технические жидкости и масло подтекают.
Если отдельные узлы или детали чересчур чистые, скорее всего, их не так давно заменили. Советуем вам расспросить продавца, почему возникла необходимость ремонта и насколько квалифицированно он проводился. Если ремонт проводился не очень качественно, вам придётся ликвидировать его последствия, а это совсем не дёшево. Также обратите внимание на то, в каком состоянии радиатор и опоры мотора. Если они новые, скорее всего, автомобиль побывал в серьёзном ДТП.
Особое внимание обратите на отсек двигателя. Советуем запастись фонариком и ковриком, они вам понадобятся для того, чтобы осмотреть двигатель снизу, чтобы проверить, есть ли там потёки технических жидкостей или масла. Если автомобиль оснащён рулевым механизмом и гидроусилителем, проверьте, нет ли там течи.
3. Проверка уровней
При помощи масляного щупа проведите проверку уровня и вязкости масла, а также проверьте, какого оно цвета. Если цвет масла, которое какой-то период отработало в моторе, тёмный, это не страшно. Плохо, если в нём есть масляная эмульсия, которая образуется в том случае, если в масло попадает охлаждающая жидкость. А это свидетельствует о том, что автомобилю нужен серьёзный ремонт. Кроме этого, если мотор работает на смеси масла с водой, это может повредить коленвал и шатунно-поршневую группу.
Если уровень масла чересчур высокий, это тоже должно вас насторожить. И если продавец будет уверять, что масла залили больше, чем нужно, случайно, не стоит ему очень доверять.
Также нужно провести осмотр расширительного бачка. Делать это нужно аккуратно, так как если мотор прогрелся, вы можете получить ожог. Эта проверка нужна для того, чтобы убедиться, что в системе охлаждения нет следов масла. Поверхность антифриза должна быть без радужных маслянистых разводов. А если на стенках бачка вы увидите эмульсию, это значит, что авто требует ремонта.
4. Включаем мотор
Если мотор исправен, заводится он сразу. Единственное исключение – разряженный аккумулятор. Если машина долго стояла, в этом случае работа стартера замедляется, и коленвал крутится не очень быстро. При запуске холодного двигателя он какое-то время будет работать на повышенных оборотах, это нормальная ситуация. Насторожить вас должно, если работа на холостых оборотах нестабильна, это может означать, что в системе питания есть какие-то неполадки.
У любого мотора есть своё звучание. Советуем вам для сравнения прослушать пару авто такой же марки. Если мотор гудит ровно и не выделяется из общего гула, значит, поводов для беспокойства нет. Насторожить вас должно, когда в гуле двигателя появляются звуки металла, увеличивающиеся, когда вы нажимаете на газ. А цепь газораспределительного механизма начинает греметь при определённом диапазоне оборотов.
Неисправность гидрокомпенсаторов, фазовращателей и натяжителей цепей можно обнаружить по звуку в первые несколько секунд с начала работы. После прогревания эти звуки пропадают.
Для проверки во время первого запуска мотора возьмите с собой помощника. Попросите его, чтобы он стал возле выхлопной трубы и обратил внимание на цвет дыма.
Если он белого цвета, вероятно, это пар от испарения конденсата, который скапливается в глушителе. Это нормально. Насторожить должно появление сладковатого запаха – это указывает на наличие в выхлопах антифриза. В этом случае советуем провести более тщательный осмотр расширительного бачка. Если при нажатии на акселератор жидкость пошла пузырьками, это означает, что выхлопной газ попадает в узел охлаждения. В таком случае, мотор вскоре потребует ремонта.
Если при холодном запуске дым серого цвета, это свидетельствует о том, что система питания неисправна, или в газораспределении сбиты фазы.
Дым чёрного цвета бывает сухой или маслянистый – для того, чтобы это проверки, представьте к трубе чистую бумагу. Если дым сухой, это свидетельствует о том, что бензин или солярка сгорают не полностью. А значит, топливная система неисправна. Если дым маслянистый, значит происходит попадание топлива и масла в цилиндр. А это означает, что двигатель уже достаточно изношен. Настораживающих признак – сизый оттенок дыма. Это происходит при сгорании масла.
В том случае, если первичная проверка мотора прошла достаточно успешно, вполне можете готовится к поездке на СТО для того, чтобы провести более тщательную диагностику автомобиля перед покупкой.